Электрооборудование
автомобиля с двигателем ЗМЗ-4062.10 можно условно разбить на две группы.
- ПЕРВАЯ ГРУППА - это
знакомые нам приборы по старому "402-му" двигателю: стартер,
генератор, аккумуляторная батарея, свечи, катушка зажигания, датчики
температуры ОЖ, давления масла, реле и прочие. Они могут быть несколько
иными по конструкции, параметрам, но принцип работы их одинаков и хорошо
известен. Даже проверка свечей на искру в новом двигателе осуществляется
точно так же, как и на старом.
- ВТОРАЯ ГРУППА приборов
определяет принадлежность двигателя "4062.10" к современному
направлению в двигателестроении - распределенному впрыску топлива с
электронным управлением. Это микропроцессорный блок управления (БУ),
электромагнитные форсунки, многочисленные активные датчики, реле,
электробензонасос и другие.С момента поворота ключа зажигания водителю
остается только считывать информацию по приборам.
Рисунок 1. Диагностический разъем.
1. Собственно диагностический разъем. 2. Перемычка
Микропроцессорная система управления работой двигателя сегодня довольно
отработана и надежна. В практике работы нашей станции были 2-3 случая, когда
автомобиль приезжал на "лямке" - отказал БУ или бензонасос.
Автомобилей, укомплектованных "402-м" двигателем, с отказавшим в
работе транзисторным коммутатором было значительно больше.
В новом двигателе, в его схеме управления заложены функции самодиагностики и
самолечения. Любой автолюбитель, изучив инструкцию, может самостоятельно и
уверенно общаться с электроникой, узнавать о возникших неисправностях, доезжать
до места назначения, а потом уже ремонтироваться.
В этом месте нашего урока я прошу С. Н.Вершинина показать, как это сделать на
практике. Мы открываем капот "Волги" ГАЗ-3102, усаживаемся на
передние кресла, включаем зажигание. Контрольная лампа вспыхивает и гаснет.
Значит, система диагностики подтверждает исправность автомобиля. Тогда
"делаем" неисправность сами: снимаем клеммы с датчика температуры ОЖ.
Включаем зажигание - лампа горит и не гаснет. Делаем вид, что неисправность не
заметили и включаем систему самодиагностики. Для этого отключаем на 10-15
секунд аккумуляторную батарею и вновь подключаем ее. Находим под капотом справа
на щитке передка кабины колодку системы самодиагностики и обычной канцелярской
скрепкой замыкаем контакты (рис. 1).
Включаем зажигание. Контрольная лампа трижды повторяет нам код "1-2"
(одно короткое включение 0,5 с, пауза около 1,5 с и два коротких включения).
Система диагностики просигналила этим кодом, что она исправна, и далее
"мигнула" нам кодом "2-2", повторив его трижды. По карте
кодов неисправностей этот сигнал как раз и означает неисправность датчика, с
которого мы сняли клеммы.
Провоцируем подобным образом целую кучу неисправностей. Безошибочно электроника
все их нашла и добросовестно нам мигнула условными сигналами.
Всего она может обнаружить несколько десятков разных неисправностей. Некоторые
неисправности система управления не просто обнаруживает, но и
"лечит", автоматически переключаясь на резервный режим работы.
Двигатель ухудшит некоторые свои показатели, но до места довезет. Этот
двигатель может продолжать движение даже на двух цилиндрах.
Запомнить все эти манипуляции с кодами автолюбителю нелегко, да и не надо.
Проще усвоить принципы поиска, потренироваться для верности в гараже или на
СТО, а таблица кодов неисправностей должна быть в инструкции к автомобилю. К
сожалению, ГАЗ посчитал эту информацию лишней для автолюбителей. Такую
оплошность поспешили исправить на Заволжском моторном заводе, выпустив в 1996
году "Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ-4062.10", которым мы и
воспользовались при поиске кодов неисправностей.
Теперь о том, чего еще нет в инструкциях, а знать полезно каждому владельцу
автомобиля с новым двигателем.
Теперь
о том, чего еще нет в инструкциях, а знать полезно каждому владельцу автомобиля
с новым двигателем.
- СЛУЧАЙ ПЕРВЫЙ Зима,
морозное утро. Вы спешите на работу,уверенно садитесь за руль своей
"Волги", включаете зажигание, видите загоревшуюся и погасшую
контрольную лампочку. Все в порядке. Включаете стартер, а двигатель не
заводится. Как же так? Вчера оставил исправный автомобиль, лампочка не
"кричит" о неисправности, а двигатель молчит.
ЗАПОМНИТЕ!
Режим самодиагностики не распространяется на высоковольтную часть электросистемы автомобиля. Скорее всего, у двигателя "залило" свечи зажигания, а контрольной лампочке это все "до лампочки". Но не спешите вывертывать свечи, чистить и калить. У двигателя "4062.10" есть режим продувки цилиндров, только об этом производители забыли проинформировать автовладельцев.
В инструкции ГАЗа сказано, что при пуске двигателя нельзя нажимать на педаль газа. А почему нельзя? Да потому, что если вы нажмете более чем наполовину ее хода, то включается режим продувкицилиндров! Воздух в цилиндры поступает, а топливо - нет. Когда вы так секунд 5-10 продуете цилиндры, на отпуске педали газа двигатель заведется. - СЛУЧАЙ ВТОРОЙ Лето.
Вечером, возвращаясь домой, вы попали под теплый грибной дождь. Поставили
автомобиль в гараж, при этом заметили на коврике переднего пассажира
лужицу воды. Подумаешь! И старая "Волга" текла в краешек
переднего стекла. Это как родимое пятно...
А утром ваша новенькая "Волга" заводится и глохнет, заводится и глохнет... Откуда вам знать, что именно под перчаточным ящиком расположен самый главный электронный "мозг" вашего автомобиля и он попал под душ.
ЗАПОМНИТЕ!Любая электроника не любит влаги, сырости. Она как бы сходит с ума, дает рассогласованные команды.
Мы провели замеры у такого "промокшего" БУ, он передавал сигналы двигателю в расчете на температуру окружающего воздуха -12°С, когда на улице было +20°С. Вот он и глох от такого прогноза погоды! - СЛУЧАЙ ТРЕТИЙ Вы решили
помыть свое авто. Выгнали его на лужайку и помыли, не открывая капота.
Завели и обнаружили, что двигатель "троит". Как же так, ведь его
вы не мыли!
Все очень просто. У "Волги" в месте посадки задней части капота на резиновое уплотнение зачастую имеются неплотности, и вода при мойке попадает прямо на электромагнитную форсунку четвертого цилиндра.
Во всех случаях попадания воды на контакты, соединения, приборы надо сушить, проветривать, применять современные вытеснители влаги и, естественно, капитально устранить все возможные попадания влаги на электросистему. Устраивать генеральную мойку двигателя и подкапотного пространства тоже надо умеючи. Лучше посоветоваться на СТО. - И последнее, что надо знать владельцам "406-го". Этот
двигатель требователен к качеству свечей зажигания. Избегайте покупать так
называемые "импортные" на рынках, в подворотнях, как бы ни была
соблазнительна цена и упаковка. Если нет средств, чтобы купить импортные
свечи у настоящих дилеров, купите лучше отечественные. А перед установкой
на двигатель проверьте все на работу под давлением на СТО.
Рисунок 2. Электромагнитная форсунка.
1. Насадка распылителя. 2. Уплотнительное кольцо. 3. Шайба. 4. Игла клапана. 5.
Уплотнитель. 6. Ограничительная шайба. 7. Корпус. 8. Изолятор. 9. Обмотка
электромагнита. 10. Штеккер. 11. Колодка. 12. Фильтр. 13. Трубка. 14. Крышка.
15. Пружина. 16. Сердечник электромагнита. 17. Корпус клапана-рраспылителя.
Диагностические коды неисправностей комплексной системы управления
Код |
Описание диагностируемых неисправностей |
12 |
Начальный код вывода диагностической информации (всегда первый). |
13 |
Низкий уровень сигнала с датчика расхода воздуха |
14 |
Высокий уровень сигнала с датчика расхода воздуха |
15 |
Низкий уровень сигнала с датчика абсолютного давления |
16 |
Высокий уровень сигнала с датчика абсолютного давления |
17 |
Низкий уровень сигнала с датчика температуры воздуха |
18 |
Высокий уровень сигнала с датчика температуры воздуха |
21 |
Низкий уровень сигнала с датчика температуры ОЖ |
22 |
Высокий уровень сигнала с датчика температуры ОЖ |
23 |
Низкий уровень сигнала с датчика положения дроссельной заслонки |
24 |
Высокий уровень сигнала с датчика положения дроссельной заслонки |
25 |
Низкий уровень напряжения в бортовой сети автомобиля |
26 |
Высокий уровень напряжения в бортовой сети автомобиля |
31 |
Низкий уровень с первого корректора СО |
32 |
Высокий уровень с первого корректора СО |
33 |
Низкий уровень сигнала со второго корректора СО |
34 |
Высокий уровень сигнала со второго корректора СО |
35 |
Низкий уровень сигнала с первого LAMDA - зонда |
36 |
Высокий уровень сигнала с первого LAMDA - зонда |
37 |
Низкий уровень сигнала со второго LAMDA - зонда |
38 |
Высокий уровень сигнала со второго LAMDA - зонда |
41 |
Неисправность в цепи первого датчика детонации |
43 |
Низкий уровень сигнала обратной связи клапана рециркуляции |
44 |
Высокий уровень сигнала обратной связи клапана рециркуляции |
45 |
Низкий уровень сигнала обратной связи клапана адсорбера |
46 |
Высокий уровень сигнала обратной связи клапана адсорбера |
51 |
Неисправность 1 блока управления (БУ) |
52 |
Неисправность 2 БУ |
53 |
Неисправность датчика синхронизации. |
54 |
Неисправность датчика фазы |
55 |
Неисправность датчика скорости автомобиля |
61 |
Неисправность 3 БУ |
62 |
Неисправность оперативной памяти БУ |
63 |
Неисправность постоянной памяти БУ |
64 |
Неисправность при чтении энергонезависимой памяти БУ |
65 |
Неисправность при записи в энергонезависимую память БУ |
71 |
Низкая частота вращения двигателя на х/ходу |
72 |
Высокая частота вращения двигателя на х/ходу |
73 |
Бедная смесь при регулировании по первому LAMDA -зонду |
74 |
Богатая смесь при регулировании по первому LAMDA -зонду |
75 |
Бедная смесь при регулировании по второму LAMDA -зонду |
76 |
Богатая смесь при регулировании по первому LAMDA -зонду |
81 |
Максимальное смещение УОЗ при регулировании по детонации в первом цилиндре |
82 |
Максимальное смещение УОЗ при регулировании по детонации во втором цилиндре |
83 |
Максимальное смещение УОЗ при регулировании по детонации в третьем цилиндре |
84 |
Максимальное смещение УОЗ при регулировании по детонации в четвертом цилиндре |
91 |
Неисправность в цепи управления зажиганием 1-го цилиндра |
92 |
Неисправность в цепи управления зажиганием 2-го цилиндра |
93 |
Неисправность в цепи управления зажиганием 3-го цилиндра |
94 |
Неисправность в цепи управления зажиганием 4-го цилиндра |
99 |
Неисправность формирователя высокого напряжения |
131 |
Неисправность форсунки 1-го цилиндра ( КЗ ) |
132 |
Неисправность форсунки 1-го цилиндра (обрыв) |
133 |
Неисправность форсунки 1-го цилиндра ( КЗ на землю) |
134 |
Неисправность форсунки 2-го цилиндра (КЗ) |
135 |
Неисправность форсунки 2-го цилиндра (обрыв) |
136 |
Неисправность форсунки 2-го цилиндра (КЗ на землю) |
137 |
Неисправность форсунки 3-го цилиндра (КЗ) |
138 |
Неисправность форсунки 3-го цилиндра (обрыв) |
139 |
Неисправность форсунки 3-го цилиндра (КЗ на землю) |
141 |
Неисправность форсунки 4-го цилиндра (КЗ) |
142 |
Неисправность форсунки 4-го цилиндра (обрыв) |
143 |
Неисправность форсунки 4-го цилиндра (КЗ на землю) |
161 |
Неисправность обмотки 1 РДВ (КЗ) |
162 |
Неисправность обмотки 1 РДВ (обрыв) |
163 |
Неисправность обмотки 1 РДВ (КЗ на землю) |
164 |
Неисправность обмотки 2 РДВ (КЗ) |
165 |
Неисправность обмотки 2 РДВ (обрыв) |
166 |
Неисправность обмотки 2 РДВ (КЗ на землю) |
167 |
Неисправность в цепи управления реле бензонасоса (КЗ) |
168 |
Неисправность в цепи управления реле бензонасоса (обрыв) |
169 |
Неисправность в цепи управления реле бензонасоса (КЗ на землю) |
171 |
Неисправность цепи клапана рециркуляции (КЗ) |
172 |
Неисправность цепи клапана рециркуляции (обрыв) |
173 |
Неисправность цепи клапана рециркуляции (КЗ на землю) |
174 |
Неисправность в цепи клапана адсорбера (КЗ) |
175 |
Неисправность в цепи клапана адсорбера (обрыв) |
176 |
Неисправность в цепи клапана адсорбера (КЗ на землю) |
177 |
Неисправность цепи управления главного реле (КЗ) |
178 |
Неисправность цепи управления главного реле (обрыв) |
189 |
Неисправность цепи управления главного реле (КЗ на землю) |
181 |
Неисправность цепи лампы неисправности (КЗ) |
182 |
Неисправность цепи лампы неисправности (обрыв) |
183 |
Неисправность цепи лампы неисправности (КЗ на землю) |
184 |
Неисправность в цепи тахометра (КЗ) |
185 |
Неисправность в цепи тахометра (обрыв) |