- 1.0 Рейтинг
- 11757 Просмотров
Появление необслуживаемых аккумуляторных батарей избавило автолюбителей от выполнения многих сложных, трудоемких, а порою и неприятных операций, связанных с поддержанием аккумуляторов в рабочем состоянии. Между тем, несмотря на все удобство эксплуатации таких АКБ нового поколения, их надежность, безотказность и сроки эксплуатации в немалой степени зависят от способности пользователей придерживаться ряда важных правил…
Общие положения
Каждому автолюбителю на автомобиле, которого установлена необслуживаемая аккумуляторная батарея необходимо твердо усвоить то, что ее исправность и уровень текущей емкости очень тесно связана с состоянием всей электрической системы автомобиля и прежде всего генератора и регулятора напряжения. Иными словами при эксплуатации таких изделий особое внимание следует уделять натяжению ремня генератора, четкости поддержания напряжения в заданных пределах и отсутствию токов утечек при работе прочих электрических систем автомобиля. Что же касается необходимости дополнительного подзаряда необслуживаемых АБ, то она может возникнуть при повышенных нагрузках (в частности, при постоянном движении в протяженных пробках, одновременно включенных мощных потребителях вроде фар, обогрева зеркал, стекол и и пр.). В целом же, решение на то, следует ли выполнять дополнительные меры по приведению аккумулятора в порядок, каждый водитель принимает самостоятельно, руководствуясь своим опытом, а также, скажем, тем насколько хорошо запускается двигатель морозным зимним утром. Ну и наконец, не обойтись без принудительного заряда АКБ при ее глубоком разряде (например, в ситуациях, когда после въезда в гараж вы оставили включенными на ночь габаритные огни).
Особенности заряда
В общем-то, как и в случае с традиционными аккумуляторами, заряд обслуживаемых АБ требует наличия зарядного устройства причем желательно, чтобы такое устройство позволяло контролировать напряжение на клеммах батареи (такой контроль в любом случае придется производить) и было способно менять и ограничивать ток заряда. Не помешает если «зарядка» сможет в дополнение ко всему максимально поддерживать стабильность напряжения заряда.
Что касается самой процедуры зарядка необслуживаемой АБ, в обычных ситуациях (глубокого разряда не было), аккумулятор необходимо снять с автомобиля и подключив к зарядному устройству со строгим соблюдением полярности («плюс» аккумулятора к «+» устройства и «минус», соответственно, с «-»). При наличии регулятора его устанавливают на минимальное значение и после включения устройства установить напряжение заряда в 14,4В. При таком напряжении перезарядить или, тем более, повредить батарею невозможно. При наличии амперметра можно заметить, что в процессе заряда величина тока снижается и после того как ток достигнет значения 0,2 А батарею можно считать заряженной. В общем-то, при желании, можно продолжать заряжать батарею, до тех пор, пока ток заряда не сравняется с током саморазряда, однако из эксплуатационных соображений доводить заряд до предела не рекомендуется. Дело в том, что если аккумулятор не заряжен до предела, это позволяет спасти электронику при скачках напряжения и просто тогда когда, вследствие отказа регулятора, напряжение в сети вырастает за допустимые пределы (аккумулятор в течение какого-то времени будет «съедать» излишки).
Несколько по другому процедуру восстановления параметров АКБ производят при наличии глубокого разряда. В этом случае АКБ заряжают пониженными токами ( в пределах от 12В до 13В) следя при этом за тем, чтобы ток заряда на первоначальном этапе не превышал этапе 1/20 ее емкости данной конкретной аккумуляторной батареи ( для АКБ на 55 Ач это будет 2,75А), если ток будет выше, его нужно понизить за счет уменьшения напряжения заряда. В дальнейшем ток самостоятельно начнет повышаться за счет десульфации свинца и повышения плотности электролита. После того как ток достигнет величины 1/10 емкости АКБ (или немного больше) и начнет снижаться – процесс реанимации АКБ успешно завершен и далее заряд можно выполнять по обычной технологии.
В заключение несколько слов о том, что запрещается делать при принудительном заряде необслуживаемых АБ:
- Запрещается допускать в процессе заряда повышения напряжения на клеммах АБ до 15,5 вольт и выше. То, что некоторые последние модели аккумуляторов допускают повышение до 16В, означает лишь защиту от дурака и возможных неисправностей в сети;
- После глубокого разряда запрещается выполнять заряд сразу номинальным током – это чревато развитием процесса электролиза воды в электролите (возместить ее, в последствие, практически невозможно);
- Ну и, наконец, пусть это смешно звучит - нельзя путать полярность при подключении АБ к зарядному устройству (к сожалению, такая роковая ошибка встречается довольно часто).