- 3.8 Рейтинг
- 14606 Просмотров
Довольно часто случается так, когда многие автолюбители, эксплуатируя аккумуляторы, установленные на своих автомобилях ограничиваются их периодическим подзарядом и, в лучшем случае, восполнением уровня электролита (на обслуживаемых и малообслуживаемых изделиях), забывая о том, что для поддержания АБ в действительно работоспособном состоянии и обеспечения максимальных сроков службы требуется хотя бы раз в год проводить на аккумуляторе полноценный контрольно-тренировочный цикл. Особенно важно подобное мероприятие проводить в преддверии зимней эксплуатации, когда неподготовленная и просто «замученная» батарея может подвести в самый ответственный момент.
Общие сведения
В общем случае контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) представляет собой технологическую операцию, направленную на восстановление характеристик аккумулятора (особенно сильно разряженных и подержанных). А также оценки их пригодности к дальнейшей эксплуатации. Что касается практического исполнения, то КТЦ заключается в полном заряде, разряде и окончательном заряде АКБ до номинальной емкости с использованием внешнего зарядного устройства.
Для проведения КТЦ необходимо иметь под рукой следующее оборудование:
- Зарядное устройство;
- Ареометр для проверки плотности электролита;
- Нагрузку для обеспечения разряда (подойдет лампа для ближнего света на 45-65Вт);
- Прибор для измерения напряжения и тока.
Первый этап КТЦ (полный заряд)
Большинство современных зарядных устройств позволяет выполнить заряд аккумуляторной батареи в автоматическом режиме и вам потребуется просто выполнить подключение аккумулятора и дождаться момента, когда зарядное устройство выключиться. Впрочем, в любом случае рекомендуется убедиться в том, что все прошло нормально и плотность электролита составляет 1,27- 1,28 г/см3, а напряжение на клеммах 12,7В.
При использовании более простого зарядного устройства придется применить некоторые знания математики, хотя и в этом случае в выполнении первого этапа нет ничего сложного, главное знать основную формулу и соблюсти несколько простых условий.
При таком варианте, в первую очередь, следует измерить исходную плотность электролита (пусть для примера она составляет около 1,21 г/см3, а значит, аккумулятор разряжен вполовину).
Далее, исходя из заданной емкости АБ (скажем 65Ah) вычисляем фактическую потерю емкости:
65Ah*50%/100%=65Ah*0,5=32,5 Ah
Не забываем о том, что зарядный ток не должен быть больше чем 1/10 от емкости батареи (для нашего случая не выше 6,5А), а значит, при постановке всех параметров в исходную формулу получаем следующее значение времени необходимого для заряда:
t= 2*32,5 Ah/6,5А=10h
Вполне понятно, что расчетное время может отличаться от фактического, а значит основным критерием окончания этапа полного заряда, будет достижение плотности 1,27- 1,28 г/см3 и напряжения 12,7В (на основе измерений, выполненных ареометром и вольтметром).
Этап второй (полный разряд)
После того как аккумулятор полностью разряжен его подключают к устройству в состав которого входят амперметр, вольтметр и мощный реостат, способный обеспечить, так называемый, 10-ти часовой режим разряда током величина которого составляет около 10% основной емкости АКБ (опять таки, для нашего случая это будет 6,5А). Если такого реостата у вас нет – нестрашно, вместо него можно взять обычную автомобильную лампочку, главное чтобы она давала нагрузку примерно в 6,5А (лампа на 65Вт от ближнего света прекрасно подойдет или можно взять несколько лампочек меньшего номинала).
В процессе разряда необходимо периодически проверять напряжение на клеммах АКБ, причем первое измерение выполняют в самом начале разряда, а второе спустя 4 часа. После того как напряжение достигнет 11В измерения выполняют каждые 15 минут (а то и чаще), чтобы не пропустить момент окончания разряда. Обращается внимание на то, что уменьшение времени разряда свидетельствует об ухудшении характеристик батареи (если разряд составил 5-6 часов, то в преддверии холодов имеет смысл задуматься о приобретении нового аккумулятора).
Этап третий (окончательный заряд)
Данный эта по технологии своего выполнения практически ничем не отличается от первого, единственное, про что следует помнить так это о том, что приступать к его выполнению следует как можно раньше (аккумулятор не стоит надолго оставлять в разряженном состоянии). Кроме того, значительно полезнее будет, если весь цикл КТЦ будет повторно выполнен еще один или два раза . В любом случае после выполнения такого профилактического контрольно-тренировочного цикла следует тщательно убрать остатки электролита с поверхности аккумулятора, очистить клеммы и проверить состояние пробок.