- 1.0 Рейтинг
- 12719 Просмотров
Автоматический переключатель света фар
Каждому водителю знакомы неудобства, возникающие в сумерках или ночью, когда необходимо разминуться с движущимися навстречу автомобилями, и приходится постоянно переключать свет фар с дальнего на ближний и наоборот. Предлагаемое устройство (рис.1) представляет собой автоматический переключатель света. Схема его состоит из фотодатчика R1, трех биполярных транзисторов и электромагнитного реле.
При ночной езде фоторезистор R1 под воздействием света от фар движущегося навстречу автомобиля резко уменьшает свое сопротивление. Увеличивается ток в базе транзистора VT1, он открывается, а транзистор VT2, образующий вместе с VT1 триггер Шмитта, закрывается. Напряжение на его коллекторе возрастает, в результате чего открывается транзистор VT3 и срабатывает реле К1. Контакты реле переключают дальний свет на ближний. После исчезновения света сопротивление R1 увеличивается, VT1 закрывается, что приводит к закрыванию VT3 и выключению К1. Контакты реле снова включают дальний свет. При появлении следующего транспортного средства на фоторезистор снова попадает свет, и процесс повторяется.
Фоторезистор R1 защищается от боковой засветки экраном из трубки диаметром около 30 мм (рис.2). Для повышения чувствительности в фотодатчике используется фокусирующая линза. Длина трубки зависит от фокусного расстояния используемой линзы и может достигать 60...70 мм (подбирается опытным путем). Это удобнее делать, если линза закреплена в подвижной трубке с возможностью изменения фокусного расстояния. Фоторезистор монтируется при помощи эпоксидного клея. Изготовленный таким образом фотодатчик закрепляется под капотом автомобиля за решеткой радиатора так, чтобы фокусирующая линза была направлена вперед и немного влево. Порог срабатывания устройства регулируется потенциометром RP2. Он устанавливается в вечернее время опытным путем. Устройство можно выключить с помощью ключа SA1 и перейти к ручному переключению света фар.
В конструкции можно использовать реле типа РЭС6 (паспорт РФО.452.106). Сопротивление катушки реле составляет 125 Ом, ток срабатывания — 70 мА. Реле имеет два переключающих контакта, которые, будучи соединены параллельно, выдерживают ток до 10 А. Питание устройства осуществляется от бортсети автомобиля.