- 1.5 Рейтинг
- 18585 Просмотров
Автоэлектрика схема ДХО
По некоторым оценкам, движение легкового автомобиля с включёнными фарами заметно повышает расход топлива до 0,5 л на 100 км пройденного пути. Использование так называемых дневных ходовых огней (ДХО) позволит уменьшить указанный дополнительный расход топлива и продлить срок службы ламп фар.
С учётом требований, предъявляемых к ДХО, мной разработано и изготовлено автоматическое устройство, предназначенное для управления работой имеющихся или дополнительно установленных противотуманных фар белого света. Оно выполняет следующие функции: плавно включает лампы ДХО при запуске и выключает их при остановке двигателя автомобиля; отключает лампы ДХО при включении фар (габаритных огней); автоматически определяет режим включения ламп ДХО по напряжению аккумуляторной батареи и по частоте вращения коленчатого вала двигателя; предоставляет пользователю возможность выбора одного из четырёх вариантов яркости свечения ламп ДХО.
Автомат (см. схему на рис. 1) собран на микроконтроллере PIC12F683 (DD1). В его работе использованы модуль ССР (в ШИ режиме), модуль компараторов и внутренний тактовый RC-генератор на частоту 4 МГц. В состав устройства, помимо микроконтроллера и источника питания с функцией защиты от бросков напряжения и замыкания выхода (F1VD1C2DA1C4C6), входят ограничители—формирователи сигналов с тахометра (R1VD2R6R7VT1) и с цепи габаритных огней (R2R8C5VT2R9), сдвоенный предварительный усилитель DA2, который управляет работой двух р-ка-нальных полевых транзисторов VT3. VT4.
При повороте ключа в замке зажигания в положение "Зажигание" напряжение 5 В со стабилизатора DA1 поступает на основные узлы устройства. Предуси-литель DA2 питается непосредственно от аккумуляторной батареи автомобиля через фильтр НЧ R10C7C8 с частотой среза около 280 Гц, который ограничивает аварийные броски напряжения питания. Напряжение бортовой сети поступает непосредственно на истоки транзисторов VT3, VT4.
Для запуска процесса плавного включения ламп желательно выполнение двух условий. На линии GP3 микроконтроллера DD1 должно присутствовать напряжение, близкое к напряжению его питания, что соответствует отключённым габаритным огням автомобиля. Проводе плюсового вывода патрона одной из ламп габаритных огней нужно подключить к контакту 3 разьёма Х1
Напряжение на входе встроенного компаратора (вход CIN+ DD1) должно превышать 3,44 В, что соответствует напряжению в бортовой сети автомобиля при работающем двигателе и, соответственно, генераторе автомобиля (как правило, 13...13,5 В). Это обеспечивают предварительной регулировкой подстроечного резистора R4.
Другим условием для работы автомата является наличие на линии GP5 микроконтроллера DD1 импульсной последовательности, поступающей через ограничитель—формирователь с контакта 2 разъёма XI. Для этого необходимо проложить провод от тахометра из салона. Частота импульсов должна превышать 16 Гц, что для четырёхтактного автомобильного двигателя соответствует частоте вращения коленчатого вала 480 мин '. При использовании импульсного сигнала налаживание, описанное ниже, не обязательно.
Если хотя бы одно из условий выполнено, программа микроконтроллера начинает процесс плавного включения ламп ДХО. Лампы питаются импульсами тока, формируемыми микроконтроллером. Регулирование яркости свечения ламп происходит путём изменения длительности питающих импульсов (ШИ регулирование).
Через 1,5...2 с после запуска двигателя автомобиля яркость ламп ДХО начинает плавно увеличиваться до уровня, который зависит от положения перемычек (джамперов) SI, S2 на печатной плате автомата.При снятых перемычках яркость свечения ламп достигает примерно 37 % от максимальной. Если установить одну перемычку S1, конечная яркость увеличится до 50 %, а если S2 — 75 %. С обеими установленными перемычками яркость ламп ДХО равна 99 % от номинальной.
Налаживание автомата состоит из установки порогового напряжения на линии CIN+ микроконтроллера, которое соответствует работающему двигателю автомобиля. Следует помнить, что эту операцию необходимо проводить при полностью заряженной аккумуляторной батарее. Провод от тахометра к контакту 2 разьёма Х1 временно отключают Сначала при остановленном двигателе устанавливают движок подстроечного резистора R4 в нижнее по схеме положение.
И еще хочу отметить один момент, для всех тех кто интересуется реалити-шоу "дом 2", есть отличный сайт, где можно дом 2 смотреть онлайн и быть всегда в курсе последних событий, слухов и сплетен. Если вы вдруг что-то пропустили ,то здесь можно всегда посмотреть последние серии...
Теги