Меню
Назад » »

Стоп сигнал – бегущие огни

  • 0.0 Рейтинг
  • 15497 Просмотров

Учеными давно доказано то, что вследствие особенности строения зрения взгляд человека быстрее всего фиксирует предметы, находящиеся в движении, а также объекты с переменной освещенностью и, прежде всего, мигающие. В наши дни эта особенность широко используется при организации работы светофоров, речных бакенов, систем предупреждающей сигнализации вышек, самолетов, кораблей и пр. Нет ничего удивительного в том, что польза мигающих или «бегущих» огней, в качестве усиливающего воздействия для стоп сигнала, была замечена многими автолюбителями и сегодня различные схемные решения данной функции успешно помогают водителям в сложной обстановке современных транспортных потоков.

 

 

Согласно логике работы первой предлагаемой схемы  светодиоды на панели стоп сигнала будут загораться попарно (начиная с HL1- HL2 и заканчивая  HL11- HL12). После загорания каждой последующей пары светодиодов предыдущая пара гаснет и после того как престанет высвечиваться конечные HL11- HL12 вновь загораются HL1- HL2 и, таким образом, цикл будет повторяться до тех пор пока на входе схемы не пропадет питание. Для увеличения наглядности в центре осветительной панели размещена пара HL1- HL2, а все последующие диоды последовательно располагаются все дальше от них (в результате огни будут бежать от центра к краям). В прочем, при желании, можно поэкспериментировать и подобрать иной, столь же заметный, алгоритм.

 

Что касается практического исполнения схемы, то в ее основе лежит мультивибратор на базе микросхемы DD1 К561ЛА7, предназначенной для задачи импульсов на включение светодиодов, а также микросхема-счетчик DD2 К561ИЕ8, обеспечивающая переключение питания для отдельных групп светодиодов. Транзисторы VT1-VT2 играют роль усилителей, открывающихся потенциалом с ножки счетчика. Конденсаторы С2 и С3 служат фильтрами питания, ну а подбором емкости конденсатора С1 можно менять паузу между переключениями светодиодов.

 

Смонтировать элементную базу проще всего на печатную текстолитовую плату размером 50 х 37 мм (таких габаритов будет достаточно, а как протравить плату, то такую информацию всегда можно найти в интернете). Вполне понятно, что светодиоды размещаются непосредственно на панели стоп сигнала, однако не забываем о надежности и стараемся максимально защитить все электрические соединения от попадания влаги. Данная схема потребляет минимальные токи и практически не греется, а значит и управляющую сборку можно закрепить здесь же,  в корпусе светильника стоп сигнала, запитав от цепи снятой штатной лампы.

 

Приведенная ниже схема также достаточно проста для реализации.

 

 

В данном случае группы светодиодов подключаются к выходам Out1 - Out3. Количество светодиодов зависит от питания и в случае значительного их количества и  запитки схемы от бортовой сети 12 В составные транзисторы  КТ972А придется защитить теплоотводящими радиаторами. На усмотрение исполнителя транзистор КТ972А можно заменить на пару КТ315 (маломощный элемент) и мощный КТ815 (либо их аналоги).

 

Комбинация элементов DD1.1 и DD1.2 представляет собой генератор, подающий импульсы на вход счетчика К561ИЕ8. Как и предыдущем случае, счетчик генерирует импульсы, предназначенные для управления транзисторами. При подборе сопротивления R6 его номинал должен быть не менее 1 кОм.

 

Схему можно выполнить на печатаной плате навесным монтажом и по своим размерам она получается достаточно миниатюрной.

 

 

Тем же автолюбителям, которые не уверены в своих силах, однако все равно желающим повысить безопасность движения за счет увеличения наглядности стоп сигнала, можно посоветовать приобрести дополнительный стоп сигнал заводского изготовления. Такие устройства имеют расширенные функции (различные алгоритмы работы при торможении, заднем ходе, аварийной остановке и пр.), а с их монтажом способен справиться человек, не имеющий специальной технической подготовки. 

 

Похожие материалы