- 2.4 Рейтинг
- 26974 Просмотра
Постоянное усложнение оборудования, устанавливаемого на современные автомобили, привело к тому, что проблемы поддержания стабильности выходного напряжения автомобильных генераторов постоянно находятся под пристальным вниманием, как производителей автомобильной техники, так и непосредственно автолюбителей. Как известно, основную роль в решении задач по удержанию напряжения в заданных пределах (независимо от изменения оборотов двигателя и нагрузки) играют регуляторы напряжения и если говорить об отечественном автопроме, то в последние годы наибольшее распространение получили профильные электронные устройства, работающие в автоколебательном режиме. Иными словами при достижении напряжения верхнего заданного уровня подобный регулятор производит отключение питания обмотки возбуждения. Соответственно ток в обмотке начинает уменьшаться, что естественным образом приводит к падению уровня напряжения. После того как выходное напряжение достигнет нижнего порога – обмотка возбуждения опять подключается к сети и процесс происходит в обратном порядке. Таким образом, происходят постоянные колебания напряжения, однако его среднее значение поддерживается в заданных пределах. В общем-то, такие регуляторы вполне справляются со своими обязанностями, однако на переходных режимах и, в частности, при малых оборотах двигателя и повышенной нагрузке электронные регуляторы нередко теряют стабильность, в результате чего перестает заряжаться аккумуляторная батарея и подобная особенность заставляет некоторых автомобилистов возвращаться к проверенным временем, но все же устаревшим, контактно-вибрационным устройствам.
К сожалению, в обычных автосервисах неустойчивую работу электронных генераторов на таких режимах считают обычным делом, и принимать какие либо действия по устранению не берутся. Между тем, если говорить про регулятор 59.3702-01 все же существуют способы значительно повысить его устойчивость причем такая модернизация не потребует от исполнителя особых затрат и усилий.
Если обратить внимание на приведенную схему, то можно увидеть то, что основное изменение в данном варианте доработки заключается введением дополнительной цепи, состоящей из конденсатора С2 и резистора R8. После внесенных изменений основной принцип работы регулятора останется прежним. При увеличении напряжения в общей сети автомобиля, поступающего на контакт «15» регулятора, потенциал между базой и эмиттером транзистора VT1 изменяется и при определенном значении транзистор открывается (порог срабатывания задается перемычкамиS1-S3). В свою очередь транзисторы VT2 и VT3 закрываются, разрывая цепь питания обмотки возбуждения автомобильного генератора (она включена между общим проводом и контактом «67» регулятора). Благодаря наличию в обмотке определенной индуктивности, ток резко не уменьшится, а будет постепенно спадать, протекая через диод VD2 (так же плавно снизится и напряжение). Спустя время транзистор VT1 закрывается (VT2 и VT3, соответственно, открываются) и ток в обмотке возбуждения начинает нарастать. Цепь R7C3 предназначена для ускорения переключения всех трех указанных транзисторов.
Что касается наших изменений, то случае резкого повышения напряжения в сети (например это может произойти при отключении значительной нагрузки) конденсатор С2 начинает заряжаться при этом зарядный ток, одновременно протекающий через базу транзистора VT1, будет пропорционален скорости возрастания напряжения. Подобный процесс приведет к тому, что транзистор VT1 откроется, а VT2 и VT3 закроются несколько раньше, чем это было бы без конденсатора С2. Так же раньше начнется и спад тока в обмотке, в результате чего произойдет быстрое сглаживание возросшего напряжения. Аналогичным образом изменится работа схемы и при падении напряжения.
Если же колебания напряжения незначительны – ток протекающий через конденсатор имеет малое значение и вмешательства в работу базовой схемы не происходит.
Выполняя подобную доработку необходимо помнить о том, что при первичном подключении к сети конденсатор С2 находится в полностью разряженном состоянии и при определенных условий зарядный ток может вырасти до опасных для транзистора VT1 значений. Иначе говоря, для того, чтобы избежать неприятных последствий не стоит в качестве резистора R8 сопротивление меньшего номинала или, тем более, полностью от него отказываться.
Если говорить о практическом исполнении доработки, то дополнительные элементы можно внести навесным монтажом, места для них в корпусе регулятора вполне достаточно.