- 1.8 Рейтинг
- 19102 Просмотра
Датчик детонации, используемый практически на всех марках современных автомобилей, включая ВАЗ 2110 и ВАЗ 2112, является достаточно надежным элементом, в основе работы которого, тот же принцип, что и у простейших зажигалок. По сути, этот датчик представляет собой монолитную конструкцию, в которой запрессована пьезоэлектрическая пластинка, реагирующая на ударные волны определенной величины, создаваемой в цилиндрах сгорания двигателя.
Образуемый, при этом, незначительный ток напряжением в несколько милливольт является носителем информации для бортового вычислителя автомобиля, который, в свою очередь, осуществляет оперативную подстройку угла опережения зажигания, сглаживая, тем самым, детонационные вспышки топлива.
Несмотря на свою миниатюрность и кажущуюся конструктивную простоту, датчик детонации имеет большое значение, и пропадание сигнала от него не только сопровождается появлением соответствующего кода отказа, но и приводит к тому, что электронный блок управления автоматически переходит на безопасный режим (с минимальным углом опережения зажигания), что означает рост количества потребляемого бензина и снижение общей мощности двигательной установки. Конечно, если где-то посреди трассы вы столкнулись с отказом данного датчика, это не смертельно – по крайней мере, отечественные ВАЗ 2110 и ВАЗ 2112, некоторое время, способны обходиться без такой настройки, однако затягивать с ремонтом, все же, не стоит. Тем более первичный осмотр можно провести на месте обнаружения отказа.
Найти, где находится датчик детонации, не представляет труда: на последних ВАЗовских моделях он расположен в верхней части блока цилиндров, в непосредственной близости от масляного щупа. Нередко случается так, что проблему удается решить подтягиванием или ослаблением крепления датчика к двигателю (оптимально, когда датчик давления затянут с усилием 20 Нм), правда чтобы добиться этого, необходимо иметь под рукой динамометрический ключ. Такой же ключ понадобиться, если предстоит замена датчика детонации.
Если регулировка затяжки не привела к ожидаемому результату, то без проверки датчика детонации с возможной его заменой не обойтись, причем поиск неисправности лучше проводить на специальном стенде в условиях специализированной автомастерской. Впрочем, как говорится, голь на выдумку хитра, и при желании подобную процедуру можно выполнить самостоятельно, используя вполне стандартную измерительную аппаратуру типа «Тестер», главное чтобы он бы в состоянии регистрировать как сверхмалые напряжения, на уровне милливольт, так и сопротивления близкие к бесконечности.
Перед тем как проверить датчик (на рисунке позиция Б) придется демонтировать его с двигателя, для чего следует, предварительно, отсоединить от него колодку А (понадобиться нажать фиксатор). Далее аккуратно отверните крепежную гайку, после чего появляется возможность снять датчик с установочной шпильки.
Для проверки датчика подсоедините к его контактам мультивольтметр, выставив на нем минимальный предел измерений.
Необходимо помнить, что для одноконтактного датчика отрицательный провод (традиционно черного цвета) подсоединяют к месту установки болта крепления, а положительный провод (красный) к сигнальному контакту в разъеме.
В свою очередь если датчик двухконтактного варианта, то подключение производится к соответствующим контактам в разъеме с соблюдением полярности. Для активации датчика слегка постучите по его корпусу отверткой или любым другим твердым предметом.
Если датчик исправный – тестер зафиксирует скачки напряжения в пределах от 40 до 200 мВ.
Также можно проверить внутреннее сопротивление датчика, не забывая, что на изделиях, установленных на ВАЗовских моделях, это сопротивление очень большое, практически стремящееся к нулю.
Если хотя бы один из указанных выше параметров отсутствует – тут уж приходится думать, как поменять датчик детонации, потратив при этом минимум нервов и материальных средств.