Меню
Назад » »

Как проверить кислородный датчик

  • 2.3 Рейтинг
  • 28841 Просмотр
Основное предназначение датчика кислорода состоит в определении концентрации кислорода в отработанных газах, по составу которых, можно вычислить качество топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя. Датчик выдает информацию в виде напряжения (реже сопротивления) на вход электронного блока управления впрыском, осуществляющего корректировку количества предоставляемого двигателю топлива.

Кислородный датчик, или как его еще иначе называют лямбда-зонд, регулятор-лямбда, расположен в выпускном тракте двигателя и при контакте молекул кислорода с чувствительным элементом зонда он вырабатывает амплитудный сигнал в пределах от 0.1 до 0.9 В. 

Наименьшая  величина сигнала (0,1 В) соответствует высокому содержанию О 2, что означает обедненную смесь, в свою очередь 0,9 В говорит о незначительном количестве кислорода и обогащенной смеси. 

На некоторых моделях автомобилей используется два кислородных датчика (второй установлен ниже каталитического преобразователя). В этом случае, путем сравнения уровня содержания кислорода до и после катализатора, производится оценка его нормального функционирования.

Владельцам современных  автомобилей необходимо учитывать,  что нормальная работа кислородного  датчика возможна только при выполнении ряда внешних условий:
  • Стабильность вырабатываемых датчиком сигналов в значительной мере зависит от качества контактных соединений всей измерительной цепи и при возникновении проблем следует в первую очередь проверить надежность соединений;
  • По своей конструкции и принципу действия  лямбда-зонд предусматривает сводную циркуляцию воздуха в корпусе датчиков и при его проверке следует обращать внимание на чистоту каналов и жалюзей;
  • Датчик вступает в работу только после его прогрева до рабочей температуры (около 320°С).
Кроме всего прочего следует  знать, что конструктивно кислородный датчик оснащен несъемным контактным штекером с участком электропроводки и попытки его неграмотного отсоединения может провести к поломке датчика. Особого внимания заслуживает и защитный силиконовый чехол датчика – одевать его следует особым образом, чтобы исключить его расплавление и влияние на работу измерительного элемента.

Что касается непосредственно  проверки лямбда-зонда, то схема этой процедуры достаточно проста и для ее выполнения следует, не разъединяя соединительный штекер датчика, с обратной стороны разъема ввести по обычной швейной иголке в контактные гнезда №1 (сигнальный провод) и №2 (корпус), вместо игл вполне подойдут разогнутые канцелярские скрепки. Далее подсоединяем к первому контакту положительный щуп вольтметра, а ко второму, соответственно, щуп массы. 

Во избежание неприятностей взводим стояночный тормоз, и слегка приподняв передок автомобиля, устанавливаем его на подпорки. Выставляем нейтральную передачу.  Запускаем двигатель и начинаем отслеживать напряжение вырабатываемое датчиком. Первоначально, в холодном состоянии, датчик работает в режиме разомкнутого контура и на вольтметре должно индицироваться постоянный сигнал в диапазоне 0,1 -0,2 В. 

Спустя примерно две минуты температура двигателя достигнет оптимальной величины и датчик должен перейти в режим замкнутого контура, о чем свидетельствуют колебания напряжения в границах от 0,1 до 0,9 В. Если система не перешла в режим замкнутого контура или переход произошел с большой задержкой – датчик кислорода неисправен.

Можно проверить также  и целостность нагревателя кислородного  датчика. С этой целью от  датчика отсоединяется разъем и замеряется уровень сопротивления  между клеммами 3 и 4, которое должно  находиться в диапазоне от 10 до 40 Ом. В свою очередь, проверка питания нагревателя выполняется со стороны бортового жгута, промером напряжения между контактом 4 и массой автомобиля. При включенном зажигании (двигатель запускать не обязательно) должно демонстрироваться напряжение аккумуляторной батареи.

 К сожалению, датчик  кислорода является неремонтопригодным, и любая выявленная неисправность  требует его замены.

Похожие материалы