- 1.2 Рейтинг
- 27011 Просмотров
Электронные реле автомобилей ВАЗ
В системе световой сигнализации автомобилей ВАЗ применяется несколько типов электронных реле-прерывателей указателей поворота и аварийной сигнализации (табл. 6.4).
Реле-прерыватель 23.3747 закреплено под щитком приборов на стенке коробки воздухопритока. Если лампы указателей поворота неисправны (перегорание или обрыв в цепи ламп), то реле-прерыватель обеспечивает постоянное горение контрольной лампы.
С 1985 г. на ВАЗ-2107 устанавливается реле-прерыватель 231.374, изготовленное на базе дискретных элементов.
Оба реле-прерывателя имеют одинаковые технические характеристики (табл. 6.5).
Они обеспечивают мионие ламп указателей поворота с частотой 90±30 циклов в минуту при номинальной нагрузке 92 Вт, температуре окружающего воздуха от -20 до +50 "С и величине напряжения 10,8... 15 В.
В отличие от реле-прерывателя 23.3747 у модели 231.3747 отсутствует вывод «5», а напряжение питания подается только на вывод «1 ». Поэтому стал не нужен коричневый провод, соединяющий вывод «5» реле-прерывателя с выводом «6» выключателя 5 аварийной сигнализации (рис. 6.6).
Чтобы при необходимости можно было установить реле-прерыватель 23.3747 вместо 231.3747, в колодке жгута проводов вывод «1» реле-прерывателя соединен с выводом «5». Реле-прерыватель 231.3747 обеспечивает удвоенную частоту мигания контрольной лампы 8 в случае перегорания одной из ламп или обрыва в цепи ее питания.
На автомобилях ВАЗ-2108, -2109, -2110 и их модификациях применяется электронное реле-прерыватель 491.3747 (на ВАЗ-2108, -2109 возможна установка реле-прерывателя 49.3747). Технические характеристики реле-прерывателя 491.3747 указаны в табл. 6.6.
Реле-прерыватель имеет типичный функциональный состав. Принцип его действия следующий: при включении поворота переключателем ПП, задающий генератор ЗГИ подает управляющие импульсы на коммутирующий элемент КЭ (электромагнитное реле). Коммутирующий элемент подает напряжение бортовой сети через замыкающиеся контакты К1:1 реле К1 (рис. 6.7) на лампы ЛЛП и ЛПП указателей поворота с частотой, равной частоте управляющих импульсов задающего генератора. В результате лампы указателей поворота мигают с заданной частотой (90±30 циклов в минуту). Ток, проходящий через обмотку К2 герконового реле устройства контроля исправности ламп (УКЛ), при исправном состоянии сигнальных ламп достаточен для замыкания контактов К2:1 геркона. При перегорании одной из сигнальных ламп ток, проходящий через обмотку герконового реле, уменьшается и его контакты размыкаются. При этом контрольная лампа указателей поворота начинает мигать с удвоенной частотой.
Прерывистый режим работы стеклоочистителей ветрового стекла автомобилей ВАЗ-2108. -2109, -2110 и их модификаций обеспечивается при управлении приводным электродвигателем посредством специального электронного реле 52.3747, установленного в монтажном блоке. На рис. 6.8 показана схема управления приводом стеклоочистителя и стеклоомывателя ветрового стекла автомобилей электронным реле 52.3747. При переводе выключателя SA в положение I система отключается. При этом выводы якоря электродвигателя Ml стеклоочистителя через его размыкающий концевой выключатель SQ и контакты KV:2 реле KV оказываются замкнутыми, вследствие чего обеспечивается динамическое торможение и быстрая остановка электродвигателя.
При переводе выключателя SA в положение IV напряжение сети через встроенный в корпус очистителя биметаллический предохранитель F3 подается на ос-нов-ные щетки электродвигателя М1, и он работаете малой частотой вращения вала. В случае перевода выключателя SA в положение V питание подводится к третьей дополнительной щетке электродвигателя, и он работает с высокой частотой враишния вала; интенсивность очистки стекла увеличивается.
При положении II (нефиксируемом) и III (фиксируемом) переключателя SA очиститель работает в прерывистом режиме. При этом напряжение подводится к основным щеткам электродвигателя М1 только в том случае, если замкнуты контакты KV: 1 реле KV. Срабатыванием реле KV управляет электронная схема реле времени, собранная на операционном усилителе DA и транзисторах VT1 и VT2.
Операционный усилитель обеспечивает периодический заряд конденсаторов С2 и СЗ, при разряде которых на цепь <база — эмиттер» транзистора VT1 этот транзистор и транзистор VT2 открываются. Реле KV через переход «эмиттер — коллектор» транзистора VT2 и вывод «15» подключается к сети питания и срабатывает. Контакты KV: 1 замыкаются, включая через вывод «S» электродвигатель стеклоочистителя, который начинает работать с малой частотой вращения. После разряда конденсаторов С2 и СЗ цепь базы транзистора VT1 обесточивается, и он закрывается. Также закрывается и транзистор VT2, реле KV размыкает контакты KV:1, и стеклоочиститель отключается. Появление напряжения на выводе «S» реле 52.3747 происходит с частотой 14 циклов в минуту.
Реле 52.3747 при включении омывагеля ветрового стекла обеспечивает одновременно включение и работу двигателя стеклоочистителя с малой частотой вращения. При переводе переключателя SA в положение VI (омыватель включен) через вывод 86 происходит смещение в прямом направлении перехода «база — эмиттер» транзистора VT4, и транзисторы VT4, VT3, VT1 и VT2 открываются. Реле KV замыкает контакты KV: 1, и очиститель начинает работать.
После выключения омывателя конденсатор С4 некоторое время разряжается на цепь «база — эмиттер» транзистора VT3, поддерживая транзисторы VT3, VT1 и VT2 в открытом состоянии. При этом после отключения омывателя очищение стекла прекращается не сразу, а после двух-четырех сдвоенных ходов щеток.
Электродвигатель омывателя на переднеприводных автомобилях ВАЗ так же, как и на автомобилях ГАЗ (см. рис. 6.4), объединен в один узел с насосом, образуя единый узел — мотонасос. Он нагнетает жидкость в три магистрали: к ветровому стеклу, к заднему стеклу и к фарам. Открытие магистрали осуществляется электромагнитными клапанами, На схеме (см. рис. 6.8) электромагнитный клапан К магистрали подачи жидкости к ветровому стеклу включается одновременно с электродвигателем М2 насоса при переводе выключателя SA в положение VI. Диод VD служит для разделения цепей электродвигателя М2 и клапана К, при котором обеспечивается подача жидкости мотонасосом в другие магистрали.