- 1.8 Рейтинг
- 26458 Просмотров
Независимое питание автомобильных часов
Каждый уважающий себя автоэлектрик или просто автолюбитель,старается как-то обезопасить свой автомобиль.
В соответствии с рекомендациями по обеспечению пожарной безопасности многие автомобилисты отключают аккумуляторную батарею на время длительной стоянки. Перед очередной поездкой далеко не все устанавливают точное время бортовых часов. К тому же точность их хода ухудшается из-за нестабильности напряжения в бортовой сети несмотря на встроенный в них стабилизатор. Обеспечить длительную сохранность установленного времени при отключении батареи и тем самым повысить удобство пользования автомобильными часами поможет предлагаемая здесь несложная их доработка.
Доработке были подвергнуты электронно-механические часы АЧК-7, установленные в автомобиле ВАЗ-2106. Они не имеют секундной стрелки, есть только минутная и часовая. Перевод времени и точную его установку выполняют вращением небольшой ручки в центре циферблата, связанной с минутной стрелкой.
Для доработки часы необходимо демонтировать с панели приборов и разобрать. В соответствии с руководством по ремонту автомобиля их нужно вытянуть из гнезда панели. После этого отключают три разъема, соединяющих часы с бортовой сетью автомобиля (минусовый провод, плюсовой и провод ночной подсветки), предварительно записав их взаимное положение.
Развальцевав металлическое декоративное кольцо, аккуратно извлекают механизм с печатной платой из корпуса часов. Тактирующий генератор собран на микросхеме, которую определить не удалось. К ее выводам подключены часовой кварцевый резонатор и двигатель, перемещающий стрелки часов, бортовое напряжение поступает к выводам питания микросхемы через узел, схема которого показана на рисунке.
Диод VD1 защищает часы от подключения их к бортовой сети автомобиля в неправильной полярности, а стабилитрон VD2 и резистор R1 образуют параметрический стабилизатор напряжения питания микросхемы. Измеренное стабилизированное выходное напряжение оказалось равным примерно 3.1 В.
Микросхема выполняет функции генератора импульсов, С периодом в одну минуту кратковременные импульсы чередующейся полярности поступают на обмотку двигателя. Длитель-
ность этих импульсов примерно равна 0,2 с, т. е. в триста раз меньше периода их следования (60 с).
Измерения показали, что средний ток, потребляемый часами от бортовой сети автомобиля, равен примерно 2.5 мА. Это в основном ток, необходимый для работы параметрического стабилизатора. Ток, потребляемый остальными цепями, не превышает 100 мкА, что и определило возможность и направление доработки часов.
Сначала с платы удаляют с помощью бокорезов диод и стабилитрон, причем выводы стабилитрона перекусывают рядом с его корпусом. Затем к правому по схеме выводу резистора R1 (к оставшейся части вывода стабилитрона) припаивают отрезок длиной около
10 см гибкого монтажного провода красного цвета, а к общему проводу — такой же длины отрезок такого же провода черного цвета. Свободные концы проводов пропускают в отверстие, которое аккуратно просверливают в днище корпуса часов, и собирают часы в обратном порядке.
Выведенные из корпуса провода, предварительно укоротив, припаивают к контактам панели для установки литиевого гальванического элемента CR2032. красный провод — к плюсовому контакту, черный — к минусовому. Вставляют элемент в панель и проверяют работу часов. Если все в порядке, часы собирают и завальцовывают декоративное кольцо.
Миниатюрные литиевые элементы CR2032 и панели для них устанавливают на материнских платах компьютеров для питания микросхем памяти при отключенном сетевом напряжении. В настоящее время купить эти элементы не представляет сложности.
Для проверки устойчивости работы часов после доработки и стабильности их хода в заведомо неблагоприятных условиях мною был использован элемент, снятый с материнской платы из-за непригодности для эксплуатации в
компьютере. Измерение напряжения элемента показало 2,4 В (напряжение нового обычно несколько больше 3 В ). Часы с этим отслужившим свой срок элементом отработали более трех зимних месяцев на балконе дома. Температура в некоторые дни опускалась до 25 градусов мороза. Корректировки хода часов за это время не потребовалось.
Результаты проведенного эксперимента позволяют надеяться на длительную работу часов с новым гальваническим элементом в автомобиле. Напомним, что CR2032 — одноразовый гальванический элемент значительной энергоемкости. Заряжать его подобно аккумулятору недопустимо.
Часы можно установить в автомобиль, не подключая их к бортовой сети, но так не будет работать подсветка циферблата в ночное время. Чтобы обеспечить подсветку, их нужно подсоединить по прежней схеме. После подключения часов панель с элементом лучше всего прикрепить к одному из проводов изоляционной лентой в положении, удобном для замены отработавшего элемента.
Автомобильные электронно-механические часы с секундной стрелкой АКЧ-1, устанавливаемые на некоторые модели автомобилей ВАЗ, дорабатывать по предлагаемой методике нет смысла, так как, во-первых, для их работы необходимо напряжение не менее 5 В и, во-вторых, скважность импульсов управления ими (1с/ 0,2 с) сравнительно велика. По этим причинам они потребляют слишком много энергии.
Для определения возможности доработки часов других типов необходимо их предварительно исследовать, как описано выше, а затем уже выбрать оптимальный путь решения задачи.
Теги